201706.02
0
0

Новые правила исполнительного производства и положительные аспекты

opiВ мае вступили в силу принятые в 2016 году законы Беларуси «О судебных исполнителях» и «Об исполнительном производстве».

Положительным аспектом является то, что взыскатель сможет отслеживать онлайн все действия по его исполнительному документу. В данный момент активно ведется работа по развитию нашей информационной системы «ПРИС», которая после завершения модернизации предоставит возможность не только иметь доступ к базе данных исполнительных документов, но и предоставит такую возможность в онлайн-режиме, как создавать личный кабинет стороны исполнительного производства. Благодаря этому взыскатель, который является стороной исполнительного производства, сможет войти в свой личный кабинет и увидеть все действия, которые предприняты по исполнительному документу. «Т.е. если наложен арест на имущество должника, это будет отражено в личном кабинете. Принятие ограничительных мер в отношении должника – это тоже можно будет отследить», – отмечает министр юстиции Олег Слижевский. Тем самым сторона исполнительного документа сможет, не направляя запросы, не посещая судебного исполнителя, который ведет данное исполнительное производство, с любого мобильного устройства, с домашнего компьютера отслеживать, что делается по его исполнительному документу.

Также в настоящий момент уже создан реестр должников. На сайте Минюста, имея данные УНП юрлица или личный номер физического лица, можно посмотреть, есть ли на исполнении в органах исполнительных дел соответствующий документ в отношении этого юрлица или гражданина.

В принятых законах нашли отражение прогрессивные нормы, касающиеся статуса судебных исполнителей. Последние получили дополнительные полномочия, такие как вынесение решений о приводе должников, о их розыске и др. Меняются подходы предъявления к исполнению исполнительных документов. Повышается роль взыскателей, которые сами решают, надо ли предъявлять для принудительного исполнения исполнительные документы либо процесс исполнения будет вестись в добровольном порядке. Кроме того, у взыскателей есть право самостоятельно направлять исполнительные документы для удержания из зарплаты должников в тех случаях, когда известно место работы.

Со вступлением в силу законов «О судебных исполнителях» и «Об исполнительном производстве» произошло несколько существенных изменений:

  1. Срок предъявления к исполнению всех исполнительных документов, выданных судами (судебные приказы, исполнительные листы, определения о судебном приказе), составляет 3 года. Для других исполнительных документов этот срок определяется в соответствии с законодательством (например, для исполнительной надписи – 1 год). Ранее был установлен срок от 6 месяцев до 3лет в зависимости от предъявляемого документа.
  2. Исполнительное производство будет возбуждаться только по заявлению взыскателя. Суд будет направлять исполнительный документ судебному исполнителю только по уголовным делам и по делам об административных правонарушениях. До изменений данную функцию выполняли суды самостоятельно.
  3. Срок на добровольное исполнение составляет 7 рабочих дней со дня, когда должник получил постановление о возбуждении исполнительного производства. Однако теперь у судебного исполнителя появилось право по ходатайству должника продлить срок на добровольное исполнение.
  4. Сейчас срок рассмотрения жалобы на судебного исполнителя составляет 10 рабочих дней. Но этот срок может быть приостановлен в случае запроса дополнительных документов или сведений, которые имеют значение для правильного рассмотрения жалобы. Рассмотрение жалобы при этом приостанавливается на срок до получения запрошенных документов. Ранее этот срок нельзя было приостановить.
  5. Теперь можно заменить выбывшую сторону исполнительного производства сможет судебный исполнитель по заявлению стороны исполнительного производства или по своей инициативе. Нужно учитывать, что сделать это судебный исполнитель может только по уже возбужденному исполнительному производству. Поэтому если перемена лиц в обязательстве произошла, когда исполнительный документ находится в банке до возбуждения исполнительного производства, обращаться с заявлением о замене стороны ее правопреемником по-прежнему следует в суд.
  6. Если судебный исполнитель установит, что у должника есть автомобиль, он может его арестовать, задержать, принудительно эвакуировать и поместить на охраняемую стоянку. Если неизвестно, где находится автомобиль, судебный исполнитель выносит постановление об аресте, задержании и принудительной эвакуации автомобиля на охраняемую стоянку и передает его в органы внутренних дел для исполнения. По прежним правилам судебный исполнитель мог лишь наложить арест на автомобиль должника.
  7. Если судебный исполнитель вынесет постановление о приостановлении операций по банковским счетам, должник не сможет открыть другие счета в банках. Прежде постановление судебного исполнителя не мешало должнику открывать другие счета в банках.
  8. Суд может временно ограничить право на выезд за пределы Беларуси и для должностных лиц юрлица. К ним относятся  руководитель, главный бухгалтер, лица, входящие в коллегиальный исполнительный орган, и другие лица, уполномоченные в соответствии с учредительными документами, договорами или законодательством управлять должником. Предполагалось, что закон также ограничит право должностных лиц на управление транспортным средством и на охоту, но пока этого не произошло. Такие меры по-прежнему могут применяться лишь к должникам-гражданам и ИП.
  9. Суд может ограничить должника в праве посещать игорные заведения. Это касается только должников-граждан и ИП и не затрагивает должностных лиц компаний.
  10. Принудительный сбор будет взыскиваться после возбуждения исполнительного производства на основании постановления судебного исполнителя во всех случаях, если должник не погасил долг в срок для добровольного исполнения, вне зависимости от совершения судебным исполнителем действий по принудительному исполнению.
  11. Изменился принцип распределения средств между взыскателями одной очереди. Общим принципом стал календарный. Однако пропорциональное распределение сохранилось для первой очереди в отношении социально значимых требований: о взыскании алиментов, расходов, затраченных государством на содержание детей на государственном обеспечении, а также сумм в возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина.
  12. Теперь требования до 100 базовых величин будут удовлетворяться в общем порядке. Их очередность будет зависеть от категории требования, а не от суммы.
  13. Можно обращать взыскание на товар, находящийся под таможенным контролем. Это возможно, если у  должника нет денег/другого имущества, чтобы исполнить требования по исполнительному документу.
  14. Сейчас судебный исполнитель может не проводить весь комплекс мер по работе с имуществом и денежными средствами должника, а сразу направить исполнительный документ по месту получения должником доходов, если после возбуждения исполнительного производства будет установлено, что должник-гражданин (ИП) получает заработную плату и приравненные к ней доходы.
  15. После направления исполнительного документа по месту работы (получения доходов) должника исполнительное производство оканчивается. Но параллельно с этим, если у должника обнаружится имущество, на которое можно обратить взыскание, судебный исполнитель начинает работать по исполнительному производству и взыскивать деньги.
  16. Установлен единый размер – 50% от суммы зарплаты/приравненных к ней доходов должника после того, как из них удержаны налоги и обязательные страховые взносы.

Если подвести итог внесенным изменениям по исполнительному производству, то во многом имеются положительные сдвиги, которые должны способствовать эффективному взысканию. Отдельные моменты устранили существующие пробелы в законодательстве. В тоже время появились положения, которые возлагают на взыскателя дополнительные права и обязанности.

По вопросам принудительного исполнения Вы можете обратиться к адвокату.

Оставьте отзыв

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обазательные поля отмечены *