201712.26
0
0

Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда признала незаконной блокировку Минфином акций субъектов хозяйствования

всСудебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики отменила судебные постановления суда первой и апелляционной инстанций, посчитав, что их выводы основаны на неправильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.

В соответствии со статьей 230 ХПК Республики Беларусь основанием для признания обжалуемого действия государственного органа незаконным является несоответствие его требованиям законодательства и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

В силу положений статьи 229 ХПК Республики Беларусь обязанность доказывания законности действий (бездействия) государственного органа или должностного лица возлагается на государственный орган или должностное лицо, совершившие действия (допустившие бездействие), которые обжалуются.

В соответствии со статьей 44 Конституции Республики Беларусь собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами.

В пункте 2 Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» содержится требование принимать самые серьезные меры по защите и развитию частной собственности, а также создавать условия для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности.

В своей деятельности Департамент по ценным бумагам руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства.

Подпунктом 4.17 пункта 4 Положения (действовавшего в редакции по состоянию на 30.07.2014) Департаменту по ценным бумагам Министерства финансов Республики предоставлялось право выдавать предписания о блокировке (разблокировке) акций в случае необходимости защиты интересов Республики Беларусь, в иных случаях, определяемых законодательством.

Выдача предписания о блокировке акций ограничивает конституционное право владельца заблокированных акций по распоряжению ими. При таких обстоятельствах на Департамент по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь в силу положений вышеуказанных норм процессуального законодательства возлагается бремя доказывания правомерности обжалуемого действия по блокировке акций, в том числе и по опровержению позиции заявителя об отсутствии оснований для их совершения.

Достаточных и убедительных доказательств, подтверждающих наличие у Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь оснований для защиты интересов Республики Беларусь путем совершения обжалуемых действий, а также подтверждающих наличие таких интересов у государства, нуждающихся в такой защите, в ходе судебного разбирательства представлено не было.

В ходе судебных разбирательств Департамент по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь ссылался на письма Комитета государственного контроля Республики Беларусь, которые не содержали сведений об интересах государства, в целях защиты которых предлагалось блокировать акции. Иных каких-либо доказательств заинтересованным лицом представлено не было, как и не было приведено доводов о необходимости защиты интересов государства, основанных на праве выдать предписание о блокировке акций в случаях, установленных законодательством.

Выводы суда первой и апелляционной инстанций, основанные на письмах Комитета государственного контроля Республики Беларусь, являются ошибочными, поскольку письма относятся к переписке государственных органов, не являются решением (предписанием, постановлением) Комитета государственного контроля обязательным для исполнения, в соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 №142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах».

Дополнительно информация о причинах направления таких писем Департаментом по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь не истребовалась и в суд не представлялась.

Добросовестность приобретения открытыми акционерными обществами, о которых идет речь, акций Департаментом по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь не оспаривалась.

Следовательно, у суда первой и апелляционной инстанций не было законных оснований для признания действий Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь по блокировке акций правомерными.

Судебная коллегия по экономическим делами Верховного Суда Республики Беларусь отменила судебные постановления и приняла новые постановления об удовлетворении заявленных требований.

Законное право владельцев акций распоряжаться данными акциями восстановлению.

 

Источник НЦПИ Республики Беларусь

Оставьте отзыв

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обазательные поля отмечены *