201901.04
0
0

Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов Республики Беларусь»: изменения в главу 3 ГК Республики Беларусь «Граждане (физические лица)»

054531a122ee75364b29cfe125bf119f1. Изменения в статью 24 ГК Республики Беларусь.

В настоящее время указанная статья предусматривает возможность как экономической несостоятельности, так и банкротства индивидуального предпринимателя. Аналогичная норма имеется в Законе Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), в соответствии со ст. 13 которого при рассмотрении дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должника – индивидуального предпринимателя могут применяться такие процедуры экономической несостоятельности (банкротства), как:

  • защитный период – в случае необходимости завершения досудебного оздоровления, если оно не завершено до возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве);
  • конкурсное производство (включает завершение подготовки дела к судебному разбирательству, санацию и ликвидационное производство);
  • мировое соглашение.

Несмотря на то, что ст. 13 Закона о банкротстве, прямо не исключает возможности проведения в отношении индивидуального предпринимателя процедур, направленных на восстановление его платежеспособности (санации), в главе 18 Закона, регулирующей особенности экономической несостоятельности (банкротства) индивидуального предпринимателя, упоминается только об открытии в отношении такого должника конкурсного и ликвидационного производства. На практике при проведении процедур экономической несостоятельности (банкротства) должника-индивидуального предпринимателя санация не применяется, а производятся действия, направленные на выявление его имущества, установление кредиторов индивидуального предпринимателя и осуществление расчетов с такими кредиторами. При этом Закон о банкротстве предоставляет право индивидуальному предпринимателю при подаче заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) представить в суд, рассматривающий экономические дела, план погашения своих долгов. В случае утверждения судом такого плана производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) приостанавливается на срок не более трех месяцев, а в случае расчетов индивидуального предпринимателя с кредиторами в полном объеме – прекращается.

С учетом изложенного проектом Закона Республики Беларусь «О несостоятельности и банкротстве», внесенным Советом Министров Республики Беларусь в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь в июле 2016 г., однозначно определено, что в отношении должника-индивидуального предпринимателя применяются только конкурсное производство (в проекте Закона не включает санацию и ликвидационное производство), ликвидационное производство и мировое соглашение. То есть, индивидуальный предприниматель не может быть признан экономически несостоятельным с применением к нему процедур санации, а может быть признан исключительно банкротом.

Аналогичные корректировки вносятся в ст. 24 ГК, из которой исключается возможность признания индивидуального предпринимателя экономически несостоятельным.

Кроме того, исключается указание на объявление индивидуальным предпринимателем о своем банкротстве (предлагаемые изменения ч.2 п.1 ст. 24 ГК), поскольку в соответствии с Законом о банкротстве индивидуальный предприниматель может быть признан банкротом только по решению суда, а не в силу своего волеизъявления. Также уточняется редакция п. 5 ст. 24 ГК, согласно которому основания и порядок признания судом индивидуального предпринимателя банкротом устанавливаются законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве).

2. Изменяется ряд норм, регулирующих вопросы дееспособности несовершеннолетних.

В соответствии с п.1 ст. 25 ГК несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением отдельных сделок, с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителей. На практике толкование данной нормы вызывает определенные сомнения – должно ли быть получено согласие обоих законных представителей (родителей, усыновителей) или достаточно согласия одного из указанных лиц. В целях обеспечения правовой определенности Законопроектом предлагается уточнить, что для совершения сделок несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет необходимо получения письменного согласия одного из законных представителей. Аналогичная корректировка предусматривается и в отношении дееспособности несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати лет (малолетних). Так, в ч.1 п.1 ст. 27 ГК уточняется, что сделки от имени малолетнего могут совершаться одним из его законных представителей – родителем, попечителем или опекуном.

Расширяется круг сделок, которые несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет могут совершать без согласия своих законных представителей.

Так, согласно ч.1 п.2 ст. 25 ГК несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия своих законных представителей:

  • распоряжаться своими заработком, стипендией и иными собственными доходами;
  • осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законодательством результата своей интеллектуальной деятельности;
  • вносить денежные средства в банки или небанковские кредитно-финансовые организации и распоряжаться ими в соответствии с законодательством;
  • совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 27 ГК.

Законопроектом предлагается предоставить несовершеннолетним наряду с правом распоряжаться своими доходами право распоряжаться и имуществом, приобретенным за счет таких доходов. Так, например, несовершеннолетний гражданин сможет за счет заработанных им денежных средств без согласия своих законных представителей не только приобрести какое-либо имущество, но и подарить его имениннику.

Также помимо права вносить денежные средства в банки или небанковские кредитно-финансовые организации и распоряжаться ими Законопроектом предлагается предоставить несовершеннолетним право открывать банковские счета. Данные изменения отвечают потребностям гражданского оборота и складывающейся правоприменительной практике. В настоящее время несовершеннолетние все чаще обращаются в банки с целью совершения валютно-обменных операций, размещения денежных средств во вклады, открытия счетов, получения банковских пластиковых карточек. При этом следует учитывать, что уже с шестнадцати лет несовершеннолетние вправе самостоятельно заключать трудовые договоры (ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса Республики Беларусь), а выплата заработной платы может осуществляться посредством перечисления на банковские счета (ч. 3 ст. 75 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Также, Законопроектом однозначно определяется, что по достижении шестнадцатилетнего возраста несовершеннолетние вправе являться членами кооперативов без согласия своих законных представителей.

Также с учетом сложившейся правоприменительной практики и положений статьи 26 ГК об эмансипации несовершеннолетних ст. 25 ГК предложено дополнить нормой о том, что несовершеннолетние, достигшие шестнадцатилетнего возраста, вправе с письменного согласия одного из законных представителей зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

Источник НЦПИ Республики Беларусь

Оставьте отзыв

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обазательные поля отмечены *